Когда-то были сказаны очень правильные слова: «Учителями славится Россия, ученики — приносят славу ей».
В этом году школа №1 им. С.Т.Шацкого отметит 100-летний юбилей. Школа имеет этот номер исторически — первая и долгое время была единственная. Город в этом году отметил свое 55-летие, а Физико-энергетический институт существует уже 65 лет. Так что дети нашего города когда-то все учились в первой школе, и педагоги этой школы были первыми. Значит, и многое припомнится в дни юбилея. Ученики будут вспоминать любимых учителей, а учителя - учащихся. Воспоминания будут яркими, но не всегда радостными. Лия Александровна Кардаш проработала в школе №1 более тридцати лет, учила детей русскому языку и литературе. В ее книге, вышедшей в этом году, много страниц теплых воспоминаний посвящено школе, коллективу, ученикам. Сегодня публикуем воспоминания Л.А.Кардаш об одной из своих учениц.
...Есть такой праздник — День семьи, любви и верности. По телевидению в этот день транслируется праздничный концерт. Сменяя друг друга, выступают известные артисты, ансамбли, популярные певцы.
«Мамины глаза... все на свете понимают», - звучит неподражаемый, проникновенный, хватающий за сердце голос Тамары Гвердцители. Невольно подступают слезы к глазам... Мне вспоминается недавняя встреча с одной из моих знакомых. Это Дина Васильевна Габрианович. Мы с ней давно живем в одной районе («старом» городе»), когда-то проживали в одном доме по ул. Пушкина. Многие в городе знают эту женщину, читали ее статьи, очерки в городской печати, видели с фотоаппаратом в руках на различных торжественных мероприятиях, концертах, встречах. Я помню ее совсем молодой, красивой, с тяжелым пучком пышных волос на затылке. Дина Васильевна и сейчас привлекательна, интеллигентна, выдержанна. Вот только глаза... В ее выразительных темно-карих глазах с некоторых пор непреходящая печаль. Она исходит из глубины души и не исчезает, даже когда Дина улыбается.
«Мамины глаза ничего не забывают... Мамины глаза, мамины глаза...»
Мне понятна эта душевная боль. Уже десять лет прошло с того дня, когда тяжелая, смертельная болезнь отняла у нее старшую дочь Людмилу. Потерять дитя — что может быть для матери страшнее? Никакому врагу не пожелаешь этого лиха.
-Вы помните мою Милочку? - спрашивает меня Дина Васильевна.
-Конечно, помню. Ведь я учила ее.
Аристократически тонкие черты красивого лица, умный взгляд выразительных глаз, с чуть заметной ироничностью, русые пышные волосы, обаятельная улыбка. Стройная, изящная фигурка, легкая походка — все в ней было гармонично и естественно. Такой я представляла себе тургеневскую девушку.
К тому же прилежная, трудолюбивая, целеустремленная ученица. Мила всегда и во всем старалась «докопаться» до сути, ставила перед собой высокую планку и добивалась цели благодаря труду и таланту.
В средней школе №1 им. С.Т. Шацкого Мила училась с 1-го по 8-й класс. «Круглая» отличница, она переходила из класса в класс с похвальными грамотами.
Очень любила музыку и рано определила свой путь. Так, отвечая на вопрос анкеты, предложенной ребятам в год окончания начальной школы, «Кем ты хочешь стать?», Мила ответила: «Учительницей музыки».
Любила читать и много читала. Однажды в 4-м классе принесла в школу роман «Три мушкетера» и буквально «заразила» ребят: книга долго «гуляла» по классу, пока не была прочитана всеми. Читала Мила вдумчиво, увлеченно, выписывала понравившиеся стихи, выдержки, высказывания героев.
Любимый поэт — А.Блок. Его стихи привлекают ее своей тонкостью, музыкальностью, любовью к родному краю, поэтичностью, находя отклик в романтичной душе девушки. Читала и изучала Блока, когда творчество поэта еще не было включено в школьную программу. При поступлении в музыкальное училище им. Гнесиных на вступительном экзамене по литературе отлично справилась с выбранной темой «Близкие мне страницы лирики А.Блока».
С большим интересом (три раза!) перечитала роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», периодически возвращаясь к полюбившимся страницам.
В школе сочинения у Милы отличались глубиной мысли, логической последовательностью, четкостью изложения, эмоциональностью, плавной музыкальностью языка. Помню ее каллиграфически красивый почерк. Интересно еще то, что, получив однажды оценку «4», Мила спросила: почему не «5», чего не хватило до высшего бала? А можно переписать заново?
Учтя все замечания учителя, переписав сочинение, получила заслуженную «пятерку». Редко кто из учеников поступал, как она.
Мила успевала все: училась на «отлично» одновременно в двух школах — общеобразовательной и музыкальной по классу фортепиано у педагога Г.Е.Лавровой, жила активной школьной жизнью — брала обязательства (главное — учиться без «четверок»), сдавала Ленинские зачеты (обязательные в 70-е годы), увлекалась фигурным катанием.
Окончив 8 классов средней школы отличницей и музыкальную школу в 1972 году (тоже на «отлично»), Милочка поступила в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончила в 1976 году, и поступила в Государственную консерваторию в городе Алма-Ата. В 1981 году окончила ее с отличием. Специальность - концертный исполнитель, преподаватель, концертмейстер, солист камерного оркестра. Так осуществилась детская мечта: Мила стала преподавать музыку (класс фортепиано) в детской музыкальной школе №2 Обнинска. Активно занималась концертной деятельностью, играла в симфоническом оркестре «Ренессанс»...
Мила очень любила музыку, причем разную — от классики до джаза. Дома у нее огромная фонотека с записями фортепианных концертов, множество пластинок. Она буквально жила музыкой. Музыка — ее душа. Очень жаль, что так рано оборвалась жизнь этой замечательной, талантливой во всем, красивой внешне и внутренне молодой женщины с открытой и доброй душой.
Такой запомнили ее все, кто ее учил и учился с ней, дружил, работал, общался. |